29 августа 1998 года на совете алимов Дагестана Ахмед Абдулаев был избран муфтием и председателем Духовного управления мусульман Дагестана. 27 лет — огромный срок, за который Абдулаеву удалось изменить многое. Особенно в последние годы.
Скандалы и расколы
Муфтият Дагестана активно сотрясают скандалы. Уже в 2021 году ряд мечетей в Дагестане вышли из подчинения муфтията. И перешли под управление напрямую Духовному управлению мусульман РФ и муфтию Равилю Гайнутдину. Например, Центральная Джума-мечеть Кизляра, по поводу которой муфтият Дагестана даже проиграл суд. Представители консервативных течений ислама традиционно считают муфтият нелегитимным и не принимают его авторитет. Их общины действуют параллельно официальным структурам, усиливая конкуренцию за влияние на умы верующих. Муфтият Дагестана при этом так и не придумал, как решить все эти проблемы. Обычно всех оппонентов там называют «без пяти минут ваххабитами». И не желают вести с ними дискуссий.
Летом 2024 года муфтий внезапно поддержал запрет никабов. заявив, что «это не является частью традиции народов Дагестана». Инициатива тогда исходила от светских властей РФ, многие духовные авторитеты были против. Но Ахмед Абдулаев поддержал не их, а главу Следкома Александра Бастрыкина. В феврале 2025 года Совет алимов Дагестана принял резолюцию. В ней, кроме прочего, был призыв призыв к молодежи получать исламское образование в Дагестане, а не за рубежом. Якобы чтобы защитить молодых от экстремистских идеологий.
Эти и другие действия муфтията только усиливали раскол. Начали накапливаться противоречия. Многие связывают это со стилем руководства муфтия и его нетерпимостью к иному мнению. Кульминацией стало проведение маджлиса единства в Буйнакске. Это масштабное собрание состоялось 28 июня 2025 года по инициативе мюридов Абдулжалила-афанди. Там собрались все духовные авторитеты республики, не поддерживающие стиль руководства Абдулаева. Также от должностей периодически отстраняли имамов, имевших свою точку зрения, отличную от позиции муфтията. Например, слишком активно призывавших помогать Палестине, чего муфтият не одобряет.
Недавние события
В августе 2025 года в Буйнакске жители выразили недоверие назначенному муфтиятом имаму Джума-мечети Мухаммаду Урминскому. Потому что с его стороны прозвучали оскорбления в адрес шейха Абдулджалила-афанди — уважаемого наставника накшбандийского и шазалийского тарикатов. Муфтият никак не отреагировал. Тогда местная община выразила публичное сожаление, что Ахмед Абдулаев игнорирует мнение людей и отказывается от диалога.
В ответ муфтият под руководством Абдулаева пошел на беспрецедентный шаг и пошел к силовикам. Направили сразу два заявления в высшие силовые инстанции России — в Следственный комитет, Генпрокуратуру, МВД и ФСБ. Требуя уголовного преследования известных религиозных деятелей.
Ко второй половине 2025 года в Дагестане произошел окончательный духовный раскол. И там где задачей муфтията было действовать мудро и на благо общины, всегда избирали силовые методы и нетерпимость к другим мнениям. Видимо таким и будет результат многолетнего председательства Ахмеда Абдулаева.