Новый мессенджер МАХ называют будущим национальным аналогом Telegram и WhatsApp. К сентябрю 2025 года он должен стать обязательным для предустановки на все смартфоны. Более того, МАХ планируют связать с «Госуслугами» и сделать главным каналом общения граждан с государством.
Однако за громкими заявлениями скрываются трудности: приложение запустили в спешке, пользователи жалуются на ошибки, неудобный интерфейс и сырой функционал. При этом вокруг проекта сразу возникло много вопросов — от приватности данных до блокировки зарубежных мессенджеров в его пользу. Разберем основные проблемы нового мессенджера и, что самое главное, вопросы о его будущем.
Мессенджер МАХ пока что очень “сырой”
Мессенджер МАХ позиционируют как аналог китайского суперприложения WeChat. Но пока что он предоставляет лишь базовые возможности — обмен сообщениями, аудио и видеозвонки, создание чат-ботов. По отзывам пользователей, функциональность существенно уступает конкурентам. Отсутствуют даже каналы для массового вещания, привычные для Telegram.
В целом приложение до сих пор в стадии бета-тестирования, с полноценным релизом, намеченным лишь на сентябрь 2025 года. Кроме того, первые пользователи жалуются на нестабильность работы MAX. В отзывах в App Store отмечаются многочисленные баги, вылеты приложения и проблемы с отправкой сообщений. В Google Play рейтинг мессенджера быстро упал до 1 из 5. Критикуют неудачный дизайн и неудобный интерфейс, зависания, а также отсутствие ряда современных функций. Например, настроек приватности, таймеров автоуничтожения сообщений.
Слишком частые перебои в работе отпугивают аудиторию. Даже официальная статистика VK косвенно указывает на низкую вовлеченность. За первые недели после запуска 1 млн зарегистрированных пользователей MAX отправили лишь 14 млн сообщений и 420 тыс. Звонков. То есть в среднем менее одного сообщения в день на пользователя, что намного ниже показателей устоявшихся мессенджеров.
Аудитория пользуется мессенджер МАХ неохотно
Пока что мессенджер MAX не сумел привлечь массовую аудиторию. За первые три месяца было зарегистрировано около 1 млн аккаунтов. К началу июля 2025 года – 2 млн. К середине августа, когда чиновников начали переводить на МАХ принудительно, стало 18 млн аккаунтов.
Однако эксперты отмечают, что регистрация не означает активное использование. Значительная часть аккаунтов не проявляет активности, и мессенджер пока «пустой». Например, мировая аудитория WhatsApp превышает 2 млрд, ежедневно отправляя 100 млрд сообщений. Telegram в России насчитывает 85 млн пользователей в месяц и 62 млн ежедневной аудитории.
Приватности и безопасности в МАХ нет
Специалисты и даже лояльные к власти блогеры выражают обеспокоенность политикой приватности мессенджера MAX. Во-первых, регистрация возможна только по реальному номеру мобильного телефона.
Во-вторых, приложение собирает детальные метаданные – IP-адреса, списки контактов, время активности. И согласно политике конфиденциальности оставляет за собой право передавать эти данные третьим лицам и государственным органам.
Эксперты, которые тестируют мессенджер, сообщают, что приложение даже не сообщает, если в ваш аккаунт зайдут с другого устройства. То есть кто угодно может видеть переписки и даже переписываться от лица пользователя. А он даже не будет об этом знать.
Более того, выяснилось, что разработчики MAX использовали множество открытых библиотек — американских, европейских, украинских. Это выглядит иронично для «национального мессенджера».
Мессенджер МАХ не может похвастаться высокой репутацией безопасности. Уже появляются сообщения о мошеннических схемах с его использованием. Злоумышленники выдают себя за техподдержку MAX и выманивают коды подтверждения, чтобы угнать учетные записи на «Госуслугах».
Как МАХ расчищают путь, блокируя другие мессенджеры
Государственная поддержка МАХ беспрецедентна. Это буквально правительственный проект. Государство фактически гарантирует монопольное положение MAX. Глава думского комитета по информполитике Сергей Боярский предупредил, что публичная критика национального мессенджера может стать поводом для проверки гражданина на предмет «иностранного влияния».
Параллельно власти начали пытаться “отучить” пользователей от других мессенджеров. Например, 11 августа Роскомнадзор ввел частичное ограничение на звонки в мессенджерах Telegram и WhatsApp. Формальная причина — эти мессенджеры якобы часто используют мошенники.
Уже через неделю власти отчитались, что блокировка якобы снизила уровень мошенничества на 70%. Но комментаторы в социальных сетях усомнились в этой информации.
“Как можно за неделю собрать статистику. Надо хотя бы месяц собирать”, — пишет один из подписчиков Телеграм-канала “Нетипичная Махачкала © | Дагестан”.
“Когда это мошенники звонили по ватцапу или телеге ? 😂” — задается вопросом другой.
“Ложь”, “чушь”, “давайте сразу на 300% уменьшились че мелочится” — типичная реакция на эту новость.
Этот вопрос особенно важен в условиях Дагестана и всего Северного Кавказа, где фиксируют регулярные перебои со связью. Обычно людей спасал хотя бы беспроводной интернет и возможность созвониться через мессенджеры. Что будет сейчас — непонятно.
Но государство явно не планирует отступать. Скорее всего, блокировка ради внедрения МАХ будет поэтапной. Сначала максимальное вытеснение других мессенджеров из госсектора и государственных коммуникаций. Затем – создание искусственных преимуществ для «MAX». И в конце – полная блокировка или существенное урезание функционала.