Ровно 35 лет назад, 14 ноября 1989 года, Верховный Совет СССР принял Декларацию «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав».
Документ безоговорочно осуждал «практику насильственного переселения целых народов как тяжелейшее преступление, противоречащее основам международного права, гуманистической природе социалистического строя». Выселение из родных мест балкарцев, ингушей, калмыков, карачаевцев, крымских татар, немцев, турок-месхетинцев, чеченцев было названо «варварскими акциями сталинского режима».
В годы войны советская власть депортировала с Северного Кавказа 70 тыс. карачаевцев, более полумиллиона ингушей и чеченцев, практически 40 тыс. балкарцев. До 1957 года кавказцам запрещалось возвращаться в родные места. В официальных документах — ни советских, ни уже в российских — так и не появилась справедливая квалификация сталинского преступления: геноцид.
Ведь во время транспортировки и в первые годы спецпоселения погибла огромная часть депортированных. Непоправимый ущерб понесла культура наказанных народов: уничтожались и не издавались книги, не было образования родными языками, утрачивались трудовые навыки и сложившиеся обычаи и традиции народов. Оказались заброшенными горные селения, дома без присмотра разваливались, надгробные камни с могил предков шли в строительство.
Депортированные народы поначалу пытались вычеркнуть из официальной истории либо объявили их «народами-предателями». Даже после возвращения они не дождались извинений, никто из организаторов депортации не был осужден. Следовательно истинной реабилитации репрессированных народов так и не произошло. Ненаказанное зло возвращается. В виде оправдания и прославления Сталина, установки ему памятников (и даже Дагестане!), повторного навешивания ярлыков на кавказские народы, в том числе в школьных учебниках.