Для кого Сергей Меликов “чистит” старые элиты Дагестана — мотивы и версии

В 2025 году Дагестан пережил волну отставок и арестов чиновников разных уровней. Под удар попали как высокопоставленные фигуры — вплоть до близкого соратника прежнего руководства республики — так и ряд муниципальных руководителей.

Эти события породили множество вопросов: идет ли борьба с коррупцией или расправа с неугодными «кланами»? Связаны ли чистки с предстоящими выборами главы Дагестана и местных органов власти в сентябре 2025 года? Какую роль во всем этом играет нынешний глава республики Сергей Меликов?

Дело госсекретаря Магомедова

Самым громким стал арест Магомед-Султана Магомедова — государственного секретаря Дагестана и одного из самых влиятельных людей республики. 25 июня силовики провели масштабные обыски по десяткам адресов – не только в Дагестане, но и в Москве и Петербурге — у самого Магомедова, его родственников и соратников. Магомедов, которого в республике называли «Заправщиком» (вероятно, за контроль над топливно-нефтяной сферой), подозревается в хищениях при приватизации госпредприятия «Дагнефтепродукт».

Магомед-Султан Магомедов.

После задержания Магомедова на допрос вызывали его сына — депутата Народного собрания Дагестана и руководителя компании «МСБ-Холдинг». А также допрашивали других родственников, в чьих руках сосредоточены активы холдинга. Уже на следующий день, 26 июня, Советский райсуд Махачкалы по иску Генпрокуратуры постановил национализировать нефтеперевалочный комплекс «Каспетролсервис» (бывший ОАО «Дагнефтепродукт») и иное имущество, связанное с Магомедовым.

Сам Магомедов и другие ответчики в суде признали иск и не оспаривали конфискацию. Чиновника отпустили из-под стражи под подписку о невыезде.

Указом от 30 июня Сергей Меликов отправил его в отставку с поста госсекретаря. Более того, руководство республики решило вообще упразднить институт государственного секретаря. Указом Меликова ликвидировали все управление по обеспечению деятельности госсекретаря.

Магомедов занимал высокие посты с 1990-х (включая спикера парламента в 2010–2013 гг.) и был тесно встроен в элиту. Назначение Магомедова госсекретарем в 2021 году рассматривалось как шаг к балансу интересов. Тогда новоизбранный глава Сергей Меликов включил влиятельного представителя старой элиты в свою команду. 

Почему именно сейчас взялись за «неприкасаемого» чиновника?

Источники указывают на возможный силовой расклад: около двух лет назад у Магомедова произошел конфликт с одним из высокопоставленных руководителей силовых структур, которого в итоге уволили «не без помощи Магомедова». Теперь, как говорят, настала череда ответных действий.

Накопились и давние претензии экономического характера: например, многие годы в республике жаловались на низкое качество нефти, выпускаемой «Дагнефтепродуктом» (мол, сырье «разбавляли некондицией»), но влияния Магомедова хватало, чтобы отводить эти нарекания.

Но это все конкретные причины задержания именно Магомедова. На любого чиновника такого уровня в России можно найти компромат. Политологи говорят, что дело Магомедова — это только часть глобальной картины. И прогнозируют масштабную перетряску власти в Дагестане.

Так, уже в середине июня, за несколько дней до задержания Магомедова, внезапно подал в отставку мэр Махачкалы Юсуп Умавов. Человек, которого считали лояльным Магомедову. Умавов возглавлял столицу всего чуть больше года. Официально он объяснил свой уход предстоящими выборами. Но  эксперты не исключают, что это превентивная «разрядка» ситуации, избавление от фигуры, ассоциируемой с влиятельным госсекретарем.

Ход «зачистки»

Одновременно с устранением «серого кардинала» власти взялись и за муниципальный уровень. Показателен арест Махмуда Амиралиева, главы Карабудахкентского района. Это не самый крупный район республики, но дело Амиралиева оказалось тесно переплетено с историей Магомедова. Во-первых, Амиралиев — его племянник. Во-вторых, инкриминируемое ему преступление тоже связано с теневыми схемами десятилетней давности.

Махмуд Амиралиев.

Амиралиеву предъявлено обвинение в особо крупном мошенничестве. По данным следствия, в 2015 году он, будучи районным чиновником, потребовал 20% отката от директора коммерческой фирмы за заключение муниципального контракта на строительство водопровода для сел Губден и Гурбуки. Бюджетные средства – 56 млн рублей – похитили через фиктивные выплаты.

Интересно, что фирма-подрядчик «Атом» возглавлялась неким Ибрагимом Казибековым. Ккоторый спустя полтора месяца после получения этого подряда вдруг сделал карьерный рывок и стал министром строительства Дагестана.

Внезапно про эту историю вспомнили в 2025 году. Хотя вряд ли про нее кто-то из дагестанских чиновников не знал. Примечательно, что Амиралиев попытался скрыться от нависшей угрозы, отправившись добровольцем в зону СВО. В конце июня чиновника отозвали из командировки обратно в Дагестан и сразу же задержали. И отправили в СИЗО как минимум до 2 сентября 2025 года.

Чистка затронула не только отдаленные районы, но и столицу. Помимо упомянутой отставки мэра Махачкалы Юсупа Умавова, в городе произошли точечные увольнения чиновников. 5 июня мэрия сообщила об освобождении от должности исполняющего обязанности замначальника управления архитектуры Заура Мусаева. Официальная формулировка — «за неоднократные нарушения трудовой дисциплины».

Еще один громкий случай — арест сотрудника службы охраны главы Дагестана. 4 июля суд постановил задержать замначальника отдела безопасности Центра по обеспечению безопасности главы РД Магомеда М. Известного как Магомед Курахмаев, бывший телохранитель экс-главы РД Рамазана Абдулатипова. Его гражданская жена – популярная дагестанская певица Лаура Алиева – также стала фигуранткой дела. По материалам следствия, эта пара провернула сложную махинацию с недвижимостью

Данный эпизод интересен тем, что затрагивает окружение прежнего главы Дагестана. Теперь, при Меликове, этот человек фактически выведен из системы.

«Зачистка» затронула всю вертикаль – от сельских районов до крупных городов. Где уголовные дела, где отставки, где дисциплинарные меры – но общий тренд очевиден. В преддверии выборов власти стараются продемонстрировать наведение порядка и борьбу с нарушениями.

Мотивы и версии

Официальная версия происходящего – решительная борьба с коррупцией и неэффективностью. Сергей Меликов в своих заявлениях акцентирует именно это.

Выглядит это все не очень серьезно. Потому что едва ли одни чиновники высшего уровня не знали про делу других таких же чиновников. И не участвовали в них. Очевидно, что причины «зачистки» другие. Кто-то решил окончательно избавиться от старых элит Дагестана. 

Безусловно, текущая кампания укрепила позиции главы Дагестана Сергея Меликова. Ему удалось избавиться от потенциального соперника и критика в лице Магомедова, переформатировать администрацию под себя и продемонстрировать федеральному центру свою эффективность. Эксперты отмечают, что Меликов непосредственно участвует в этих чистках. Его жесткая риторика («ничего личного, только закон», «потеряют свободу») говорит о том, что он берет на себя политическую ответственность за происходящее. 

Сергей Меликов.

В то же время не стоит забывать, что Меликов – лишь часть более широкой системы. Инициатива чисток могла исходить и «сверху», от федеральных структур. Есть версия, что удар по Магомедову — часть общего курса Москвы на сокращение экономической автономии региональных элит. Возможно, Меликову просто дали карт-бланш: «чисти, мы прикроем». Он им воспользовался максимально, устраняя попутно и личных недругов.

С другой стороны, Меликов получает и непосредственную выгоду. После устранения госсекретаря именно глава республики становится безраздельным центром влияния. Например, Магомедов ранее имел большое влияние на кадровые назначения, мог лоббировать своих людей. Теперь же все кадры перестраиваются под Меликова.

Есть и еще один нюанс. Для Меликова руководство Дагестаном — это скорее «затянувшаяся командировка». У него большого пиетета к республике, время он предпочитает проводить в Москве. Поэтому он идеальные устранитель старых элит, которым Меликов ничего не должен. Но делает это он в интересах кого-то другого. Одну версию мы уже озвучили выше — это прямое указание из Кремля, чтобы еще больше сузить автономию республики. Вторую версию озвучило издание «Кавказ Ликбез». По мнению их редакции, Меликов очищает Дагестан от старой элиты в интересах Сулеймана Керимова. Которого утомила клановая война, и он решил, что пора брать республику под жесткий контроль. 

К фигуре Сергея Меликова сходятся все нити нынешнего антикоррупционного спектакля. Он одновременно режиссер и главный герой, но играет по сценарию, одобренному «продюсерами». До выборов, тем временем, осталось меньше двух месяцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также