17 апреля 2025 года Верховный суд РФ удовлетворил заявление Генеральной прокуратуры о приостановке запрета на деятельность движения «Талибан». И постановил исключить его из списка террористических организаций. Решение вступило в силу немедленно, фактически легализовав деятельность «Талибана» на территории России.
Движение «Талибан» внесли в российский перечень террористических организаций еще в 2003 году, и с того времени любые контакты с ним считались уголовно наказуемыми. Теперь это первая организация, которую удалили из российского списка террористических группировок.
Ранее в российском праве не существовало механизма исключения организации из списка террористических. В 2024 году МИД и Минюст РФ обратились к президенту с предложением создать такой порядок, и в закон внесли изменения.
Интересно, что по новым правилам, организацию можно исключить, если она «прекратила деятельность, направленную на пропаганду, поддержку терроризма или совершение теракт-актów против интересов России». Как именно изменился «Талибан» — не ясно, свою политику талибы за 20 лет не меняли. Очевидно, что это просто политическое решение, так как движение теперь — официальная власть в Афганистане.
Раньше за связи с «Талибаном» сажали в тюрьму
Пока «Талибан» считался террористической организацией, по обвинению в связях с ним людей сажали в тюрьму. С 2016 по 2025 год в России по делам, связанным с движением «Талибан», под уголовную или административную ответственность попали как минимум 37 человек. Из них 20 человек получили административные штрафы и аресты за публичную демонстрацию флага «Талибан» в интернете.
Остальные были фигурантами уголовных дел. В основном по таким обвинениям: участие в террористической организации (ст. 205.5 УК РФ), финансирование или вербовка террористов (ст. 205.1 УК), публичная поддержка терроризма (ст. 205.2 УК).
Теперь же, когда движение официально перестало считаться террористическим, преступным формально перестает быть сам факт связи с этой организацией.
В российском уголовном праве действует принцип обратной силы закона, устраняющего преступность деяния (ст. 10 УК РФ). В данном случае изменилось не уголовное законодательство напрямую, а правовой статус организации. Но по сути ситуация аналогичная. Осужденные за участие в деятельности «Талибана» получили основание добиваться пересмотра своих приговоров.
Примеры уголовных дел за связи с «Талибаном»
В основном суды по «террористическим» делам проходят не публично. А даже если попадают в прессу, то неизвестны даже имена осужденных и детали дела. Например:
- 2009 – Рустем Зайнагутдинов (Республика Башкортостан), 15 годам колонии строгого режима. Его обвинили в подготовке террористического акта, склонении к терроризму и незаконном обороте оружия в составе группы. Следствие считало Зайнагутдинова приближенным к лидеру местной ячейки подпольной группы «Уйгуро-булгарский джамаат», которую называли «боевым формированием в составе “Талибана”». Он своей вины не признал; его имя фигурировало в списке террористов Росфинмониторинга до 2011 год.
- 2020 – Имя не раскрыто, житель Удмуртии, 5 лет колонии общего режима. По данным ФСБ, участвовал в боевых действиях на стороне «Талибана» против правительственных войск Афганистана и Пакистана. Его задержали при попытке въезда в Россию, после чего осудили за участие в незаконном вооруженном формировании и публичное оправдание терроризма.
- 2020 – Имя не раскрыто, Саратовская область, 7 лет колонии строгого режима за попытку участия в деятельности «Талибана». По материалам дела, мужчина через интернет вербовал жителей России для вступления в ряды талибов. Суд признал его виновным в покушении на участие в деятельности террористической организации.
Юристы объясняют, что теперь, после легализации «Талибана» в России, подобные приговоры могут быть поставлены под вопрос. Например, вербовщик из Саратовской области попал в тюрьму за склонение к вступлению в движение, которое сейчас более не считается террористическим. В его случае и аналогичных может возникнуть перспектива отмены обвинительного приговора.
А вот Рустем Зайнагутдинов вряд ли может рассчитывать на полное освобождение. Поскольку осужден не только за связи с талибами, но из за незаконный оборот оружия.
В любом случае остается вопрос: какой будет судьба тех, кто осужден за уже несуществующее преступление?
Сколько всего в России осужденных за терроризм
В 2021 году за преступления террористической направленности осудили 682 человека, то в 2022 году – уже 875 человек. На этом уровне количество осужденных и держится, в 2024 году осудили 870 человек.
Но тут есть важный нюанс. С каждым годом среди всех осужденных по «террористическим» делам рос процент тех, кого осудили именно за участие в запрещенных организациях. Например, в 2022 году это было 345 человек, а в 2023 — уже 491.
Это связывают с тем, что такие дела легче поставить на поток. Простое знакомство с кем-то из подобной организации следствие может трактовать как содействие. И силовики часто так и делают. Еще один вариант — обвинение в недонесении. Как в случае с ингушскими имамами Мухаммадом Тамасхановым и Магомедом Султыговым. Очень тяжело доказать, что ты чего-то не знал о человеке, с которым был знаком. И тут следствие и суд часто грешат против презумпции невиновности.
Политическое решение о том, чтобы больше не считать «Талибан» террористами на этом фоне выглядит довольно странно. Получается, что когда надо — все террористы, в том числе и собственные граждане. Посадить по подобному обвинению можно кого угодно. Но когда не надо, то одна из крупнейших организаций, которую Россия 20 лет считала террористической, становится уважаемой буквально по щелчку пальцев.