Чечня после отмены КТО: закончилась ли война в 2009 году?

Шестнадцать лет назад, 16 апреля 2009 года Национальный антитеррористический комитет внес изменения в организацию антитеррористической деятельности на территории Чеченской Республики. Был отменен режим контртеррористической операции (КТО), введенный еще при Ельцине. Этот режим продлился в республике без малого 10 лет.

Что стоит за КТО?

Аббревиатура «КТО» прочно вошла в обиход новостных лент и для российского обывателя не требует пояснения. Формат КТО был предусмотрен законом «О борьбе с терроризмом» 1998 года. Его главной целью являлось преодоление юридического противоречия Первой чеченской войны, когда вооруженные силы России применялись не против внешнего врага, а против своих же граждан – по крайней мере так Москва определяла жителей неподконтрольной ей Чечни.

Согласно действующему на то время законодательству, решать проблемы мятежа, сепаратизма и прочих домашних неурядиц должны были ведомства и воинские формирования в структуре МВД и служб безопасности. Но справится с непокорной Ичкерией было под стать лишь армии – момент для более деликатных инструментов к декабрю 1994-го уже был безнадежно упущен.

В результате, вооруженные силы действовали в Чечне в рамках неопределенного «особого режима», не предусмотренного никакими законами и положениями. Это явное нарушение послужило основанием для яростных нападок на президента со стороны Госдумы и даже чуть не стоило Ельцину должности. Конечно же разобщенность в российской власти внесла свою лепту в поражение в Первой чеченской войне.

Изначально режим контртеррористической операции подразумевал краткосрочные и локальные мероприятия. Например, в пределах здания, лесного массива или небольшого района. Однако формат КТО оказался удобен и для полномасштабной войны, начавшейся осенью 1999-го, и для перманентных антипартизанских мероприятий, растянувшихся на годы. По словам правозащитников, через механизм КТО государство создало «зону правового вакуума», позволяющую задействовать армию на собственной территории без объявления военного положения.

23 сентября 1999 года президент Борис Ельцин подписал указ о начале КТО в Чеченской Республике. Под предлогом борьбы с терроризмом федеральные силы вошли в Чечню, ответив на вторжение отрядов Шамиля Басаева и Хаттаба в соседний Дагестан. Для сравнения, первая война с Ичкерией официально никогда не увязывалась с противостоянием терроризму. Тогда это называлось «наведением конституционного порядка», «урегулированием чеченского кризиса» и прочими похожими формулировками. Теперь же наличие правовой рамки КТО обеспечило формальное прикрытие масштабному применению войск внутри страны.

Десять лет «осадного положения»

На практике режим КТО для Чечни означал десятилетие осадного положения. В первые месяцы российские войска заняли Грозный и крупные населённые пункты, сменив правительство Масхадова на лояльную Москве администрацию. Однако вооружённое сопротивление быстро перешло в партизанскую фазу. По всей республике действовали отряды чеченских партизан, а федеральные силы отвечали постоянными спецоперациями и зачистками.

Мирное население страдало от войны не меньше, а подчас и больше, чем комбатанты. Нарушения прав человека приняли массовый характер: по данным правозащитного центра «Мемориал», в Чечне тех лет пропали без вести от 3 до 5 тысяч человек – жертв деятельности своеобразных «эскадронов смерти» в рядах федеральных и подчиненных им местных сил. Многие исчезали после задержаний на блокпостах и во время «зачисток» – прочесывания сел и городов в поисках боевиков. Режим КТО предостовлял силовикам карт-бланш: нормальные гражданские законы не действовали, республика превратилась в закрытую военную зону.

Помимо похищенных и пропавших, погибли десятки тысяч жителей Чечни, особенно в первые годы войны, когда шли бои и бомбардировки. Грозный был разрушен почти до основания, сотни тысяч человек стали беженцами. В самой Чечне действовал комендантский час, передвижение контролировалось многочисленными блокпостами. Экономическая жизнь была парализована, инфраструктура лежала в руинах.

Федеральные силы несли потери практически еженедельно – столкновения с партизанами продолжались все 2000-е годы. Например, только за один 2008 год в Чечне было убито не менее 97 сотрудников милиции и военнослужащих, совершено 39 терактов. Таким образом, хотя официально войну называли «контртеррористической операцией», по сути она была полноценным военным конфликтом с режимом близким к военному положению.

Отмена режима КТО: надежды на мир

Ко времени прекращения режима КТО Кремль укрепил свой контроль над Чечней. У власти в республике утвердился Рамзан Кадыров. Он имел прочную опору в виде собственных силовых структур. Именно глава региона публично обратился к федеральному руководству с инициативой прекратить режим КТО, уверяя, что обстановка стабилизировалась.

Президент России Дмитрий Медведев поддержал эту идею и подписал соответствующее распоряжение. В официальных заявлениях подчеркивалось, что бандгруппы разгромлены, их лидеры уничтожены или арестованы. А местные правоохранительные органы в состоянии самостоятельно контролировать ситуацию.

Для населения Чечни отмена контртеррористического режима стала действительно долгожданным событием и принесла большое облегчение. Москва сигнализировала об окончании активной фазы конфликта. 16 апреля 2009 года вошло в официальную историю как дата завершения Второй чеченской войны. Власти республики объявили ее праздником – Днем мира.

Кроме психологического облегчения, решение имело и практические последствия. Был снят ряд ограничений: отменены постоянные комендантские часы и спецпропуска, открылась возможность свободнее перемещаться. Столица Грозный получила статус международного аэропорта, что раньше было невозможно из-за контртеррористического режима. Ожидалось также, что в регион потекут инвестиции и восстановление экономики ускорится.

Однако отмена КТО вовсе не означала полного прекращения конфликта. Несмотря на оптимистичные речи чиновников, вооружённое подполье в 2009 году еще продолжало свою деятельность. Как отмечали наблюдатели, даже в преддверии отмены КТО в республике сохранялась нестабильность. Практически ежемесячно происходили нападения, теракты, обстрелы. По данным того же «Мемориала», в конце 2008 года в Чечне снова возросло число похищений людей. Сама отмена режима носила скорее символический характер. Она фиксировала, что открытой войны больше нет, но не гарантировала, что за ней последовал мир.

Незавершенный конфликт: война после 2009 года

После официальной отмены КТО вооруженное сопротивление в Чечне и на Северном Кавказе еще давало о себе знать более десятилетия. Лидер моджахедов  Докка Умаров оставался на свободе и продолжал возглавлять подполье. Его люди взяли на себя ответственность за громкие теракты начала 2010-х: взрывы в московском метро (2010), в аэропорту Домодедово (2011).

Покоя властям не было даже в Грозном: в декабре 2014 года группа боевиков совершила дерзкий налет на город. Ночью 4 декабря 2014 года отряд подполья атаковал столицу, ворвавшись в Дом печати и захватив школу. Завязался ожесточенный бой, в ходе которого погибло 14 полицейских. Этот эпизод наглядно показал, что даже через пять лет после отмены КТО говорить о мире было преждевременно.

Сопротивление постепенно ослабевало, но не исчезло сразу. Докка Умаров погиб в конце 2013 года. После него у Имарата Кавказ было еще два верховных амира. С лета 2015-го руководство подпольем на Северном Кавказе перехватило террористическое Исламское Государство. Отдельные боестолкновения порой случались еще горных и лесных массивах. А небольшие группы подпольщиков силовики блокировали в квартирах и частных домовладениях. В каждом подобном случае вводился локальный режим КТО.

Окончательная ликвидация вооруженного подполья состоялась лишь в начале 2021 года. Тогда в ходе спецоперации был убит Аслан Бютукаев, последний амир «кавказской провинции» Исламского Государства. Произошло это через почти двенадцать лет после отмены режима КТО.

Итоги: конец режима или конец войны?

Формальное прекращение контртеррористической операции весной 2009 года было важной вехой, но не означало завершения войны. Скорее, это был временной рубеж между двумя подходами федерального центра к подавлению вооруженного сопротивления.

Первый подход – это бессрочный чрезвычайный режим по всей республике. С масштабным применением вооруженных сил, ограничением гражданских прав и неизбирательным насилием. Второй – точечные операции специально подготовленных антипартизанских подразделений и спецслужб, преимущественно местного происхождения.

Конечно, смена подхода была продиктована общей обстановкой в охваченной противостоянием Чечне. Однако решение об отмене КТО всецело зависело от Москвы. Его можно было принять раньше или позже – это сказалось бы в основном на положении гражданского населения. Но мир не наступает по указу. Коль враг не желал сдаваться, отменить войну было не во власти российского руководства.

Хотя в 2009 году было объявлено о победе и нормализации, реальное замирение Чечни состоялось гораздо позже. Только гибель последних лидеров подполья и установление тотального контроля власти действительно означали победу России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также