Федеральная налоговая служба опять давит на Хабиба Нурмагомедова. Теперь ему заблокировали счета. Хотя долго у него, вроде как, нет. «Правда Кавказа» собрала полную хронологию конфликта Хабиба и российских чиновников. И пытается найти ответ на вопрос, почему налоговая начала на него настоящую охоту.
Краткая хронология
2022: Первые проблемы
Еще до личных налоговых претензий, ФНС обратила внимание на бизнес-структуры Хабиба. Летом 2022 года возникли претензии к туристической фирме OOO «Хикмет Тревел», единственным учредителем которой был Нурмагомедов. В августе 2022 межрайонная инспекция ФНС исключила компанию из реестра юрлиц как содержащую «недостоверные сведения». Это был первый сигнал о начале пристального контроля налоговых органов за бизнес-проектами спортсмена.
2023: Налоговая проверка
К концу года 2023 года налоговая начислила около 300 млн рублей налогов, пеней и штрафов с зарубежных доходов Нурмагомедова за 2019–2021 годы. Таким образом, к началу 2024 года сложилась почва для открытого конфликта: образовался значительный налоговый долг, связанный преимущественно с гонорарами и доходами Хабиба за границей. В первую очередь от боев UFC и иных зарубежных проектов.
Весна 2024: Блокировка счетов
ФНС заблокировала часть счетов, в том числе счета бойцовской лиги Eagle FC Хабиба Нурмагомедова и его благотворительного фонда. Одновременно налоговики заинтересовались зарубежными активами спортсмена – его вложениями в гостиничный бизнес в Турции и стартапы в ОАЭ.
Налоговая проверяла не только прямые доходы Хабиба, но и возможные инвестиции за рубежом. Дядя спортсмена Магомед Нурмагомедов публично заявил, что сведения о многомиллионном долге «вообще не соответствуют действительности» и назвал их фейком.
Лето 2024: Арест счетов и попытки изъятия имущества
В июле 2024 года конфликт достиг кульминации – ФНС применила санкции к самому Нурмагомедову. И приостановила операции по его личным банковским счетам. На тот момент указывалась сумма около 297 млн рублей. Хотя раньше говорили про 306 млн.
Параллельно началась стадия принудительного взыскания имущества. К 23 июля 2024 сумма снизилась до 79,4 млн рублей. В список имущества, подготовленного к аресту, вошел даже семейный дом Хабиба в Дагестане.
15 августа 2024 года появилась информация, что Хабиб урегулировал ситуацию с ФНС. По словам его представителя, Нурмагомедов обжаловал решение в вышестоящих органах и предоставил все требуемые документы, которые не мог представить ранее, после чего вопрос с долгом был снят.
Никаких деталей никто не сообщал. Но получалось, что никакой точной суммы долга никогда не было. Налоговая то уменьшала ее, то снова повышала ставки. А когда перепроверили документы — выяснилось, что никаких больших долгов и нет.
Осень 2024: Новые блокировки и уход из РФ
Несмотря на все это, осенью 2024 года налоговая служба применила санкции против «Музея футбольного мяча» и Фонда развития образования, спорта и социальных инициатив. Это некоммерческие организации, которые принадлежат Хабибу.
Якобы налоговая выяснила, что в документах компаний есть некорректные сведения о составе их учредителей.На фоне этих событий Хабиб принял решение дистанцироваться от предпринимательской деятельности в России. К концу года Нурмагомедов вышел из состава пяти компаний в России, учредителем которых был. И таким образом свернул свое прямое участие в бизнесе в РФ, чтобы прекратить давление на эти организации.
2025: Блокировка счета за просроченную декларацию
В апреле 2025 года стало известно, что ФНС вновь заблокировала банковский счет Хабиба Нурмагомедоваю При этом никакой новой задолженности Нурмагомедову пока не предъявляли. Просто якобы не подал вовремя декларацию.
Это чисто технический момент. Крупные собственники и предприниматели бывают в такой ситуации. И обычно никто им ничего не блокирует. На момент блокировки Нурмагомедов находился в Дубае, что, возможно, и стало причиной задержки.Но в случае с Хабибом, налоговая использует все возможные рычаги для давления.
Почему налоговая открыла охоту на Хабиба
Официальная причина налоговых претензий к Нурмагомедову — неуплата налогов с крупных доходов, полученных за рубежом. Теперь можно с уверенностью сказать, что дело не в деньгах. Официально долгов у Нурмагомедова нет. Его налоговая история чище, чем у многих российских крупных бизнесменов. От налоговой Хабиб не скрывался, его представители и юристы всегда были на контакте с органами.
Почему же на него оказывается такое давление? На этот вопрос есть два ответа, которые дополняют друг друга.
С одной стороны, в России началось общее усиление контроля за финансами известных и богатых граждан. После 2022 года, на фоне экономических трудностей и оттока капитала, государство начало активно интересоваться частными финансами людей. Хабиб Нурмагомедов – один из самых богатых спортсменов России. И активный предприниматель, инвестор. Так что автоматически попал разработку.
ФНС могла рассматривать дело Нурмагомедова как показательную ситуацию. Ее цель — продемонстрировать, что государство намерено “трусить” богатых граждан. И не нужно ему сопротивляться.

С другой стороны, само государство все чаще требует от публичных людей поддержки своей политики. Хабиб же, наоборот, все больше говорит о семье, религии и морали. А политических тем старается избегать. Не исключено, что проблемы ему создают для того, чтобы он активнее участвовал в поддержке власти публично.
Кроме того, Хабиб всегда подчеркивает, что он дагестанец. И выступал всегда именно с флагом Дагестана. Чем только усиливал раздражение российских чиновников.
Но такое давление только отдаляет Нурмагомедова от России. Он все больше времени проводит за рубежом. И закрывает свои бизнесы в стране. У Хабиба всегда и не все было свое мнение. И ожидать от него, что он начнет подстраиваться под требования властей, было странно.